Дисграфия у младших школьников, что это такое и как с этим бороться.
Бывает такое, что в начальной школе некоторые родители узнают от специалистов, что у его ребенка есть специфическая проблема – дисграфия. Ребенку сложно написать правильно практически каждое слова, при этом, он полностью развит и нет проблем в интеллектуальном развитии. Что же это такое и как помочь ребенку? Давайте разберемся.
С каждым годом в начальных классах увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Дисграфия имеет определенную симптоматику, но точное заключение может дать специалист, чаще всего – это учитель-дефектолог. Данное нарушение само не проходит, а в дальнейшем мешает ребенку овладеть школьной программой.
Дисграфия – это специфическое нарушение письма, связанное с недостаточной сфрмированностью психических функций. Ребенок не правильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет слова слитно, пишет слова с фонетическими ошибками: вместо «п» пишет «б», вместо «д» - «т». По ошибке дисграфию можно приять за незнание основных правил, но проблема кроется глубже.
При письме ребенок прикладывает много усилии, но пишет медленно, неразборчиво, неровно. Обучаясь с обычными детьми, может испытывать переживания из-за своих ошибок, медлительность, неуверенность.
Исследования в данной области логопедии, авторы: Р.И.Лалаевой, В.А.Ковшикова, И.Н.Садовникова, А.Н.Корнева выделили, исходя из механизмов, основные виды дисграфии:
1.Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает в тетрадь. В данном случае нужно работать над правильным звукопроизношением.
- Акустическая. В данном случае, ребенок правильно произносит звуки, но путает их по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие-свистящие: ш-с, ж-з).
- Оптическая. Ребенок затрудняется в написании различных букв (добавляет или пропускает элементы: палочки, кружочки; пишет зеркально в обратную сторону).
- Дисграфия из-за проблемы языкового анализа и синтеза. На письме ребенок пропускает или добавляет буквы, слоги, слова, пишет слитно или раздельно слова.
- Аграмматическая дисграфия. Чаще возникает после второго класса и связано с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательные и существительные ( «красивый собака», «хороший кошка»).
Причины дисграфии могут быт разными. От внутриутробного развития плода, инфекций, родовых травм, до педагогической запущенности. Дисграфию можно вылечить и скорректировать, но на это потребуется годы систематических коррекционных занятий, тесное взаимодействие специалистов и законных представителей.
И главное – это нарушение, с которым можно и нужно работать. При системной и своевременном подходе можно помочь ребенку справиться с этим специфическим нарушением.
Несколько советов и рекомендаций родителям по профилактике дисграфии:
- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать.
- Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка.
- В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами.
- Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически.
- В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче.
- Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно.
- Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
- Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все».
- Никогда не ругайте ребенка за ошибки.
- Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи.