РУС БЕЛ ENG

Кансультацыі для бацькоў

 


 

Дисграфия у младших школьников, что это такое и как с этим бороться.

Бывает такое, что в начальной школе некоторые родители узнают от специалистов, что у его ребенка есть специфическая проблема –  дисграфия. Ребенку сложно написать правильно практически каждое слова, при этом, он полностью развит и нет проблем в интеллектуальном развитии. Что же это такое и как помочь ребенку? Давайте разберемся.

С каждым годом в начальных классах увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Дисграфия имеет определенную симптоматику, но точное заключение может дать специалист, чаще всего – это учитель-дефектолог. Данное нарушение само не проходит, а в дальнейшем мешает ребенку овладеть школьной программой.

Дисграфия – это специфическое нарушение письма, связанное с недостаточной сфрмированностью психических функций. Ребенок не правильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет слова слитно, пишет слова с фонетическими ошибками: вместо «п» пишет «б», вместо «д» - «т». По ошибке дисграфию можно приять за незнание основных правил, но проблема кроется глубже.

При письме ребенок прикладывает много усилии, но пишет медленно, неразборчиво, неровно. Обучаясь с обычными детьми, может испытывать переживания из-за своих ошибок, медлительность, неуверенность.

Исследования в данной области логопедии, авторы: Р.И.Лалаевой, В.А.Ковшикова, И.Н.Садовникова, А.Н.Корнева выделили, исходя из механизмов, основные виды дисграфии:

1.Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает в тетрадь. В данном случае нужно работать над правильным звукопроизношением.

  1. Акустическая. В данном случае, ребенок правильно произносит звуки, но путает их по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие-свистящие: ш-с, ж-з).
  2. Оптическая. Ребенок затрудняется в написании различных букв (добавляет или пропускает элементы: палочки, кружочки; пишет зеркально в обратную сторону).
  3. Дисграфия из-за проблемы языкового анализа и синтеза. На письме ребенок пропускает или добавляет буквы, слоги, слова, пишет слитно или раздельно слова.
  4. Аграмматическая дисграфия. Чаще возникает после второго класса и связано с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательные и существительные ( «красивый собака», «хороший кошка»).

Причины дисграфии могут быт разными. От внутриутробного развития плода, инфекций, родовых травм, до педагогической запущенности. Дисграфию можно вылечить и скорректировать, но на это потребуется годы систематических коррекционных занятий, тесное взаимодействие специалистов и законных представителей.

И главное – это нарушение, с которым можно и нужно работать. При системной и своевременном подходе можно помочь ребенку справиться с этим специфическим нарушением.

Несколько советов и рекомендаций родителям по профилактике дисграфии:

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать.
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка.
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами.
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически.
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче.
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно.
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все».
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки.
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи.

Выполнение артикуляционной гимнастики веселее и эффективнее в домашних условиях для детей с тяжелыми нарушениями речи

Как сделать выполнение артикуляционной гимнастики веселее и эффективнее в домашних условиях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

                                                                    

Не секрет, и каждый учитель-дефектолог скажет о том, что в формировании правильного произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (движения губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для точности выполнения всех артикуляционных движений необходима артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть ребенку понятны и доступны, заранее разучены перед зеркалом.

Проводить артикуляционную гимнастику желательно ежедневно, а не только во время посещения ребенком  коррекционных занятий в рамках логопедического кабинета.

Но как сделать так, чтобы малыш  выполнял гимнастику ежедневно без капризов и с удовольствием?

Все дети любят сказки. Они  яркие и красочные.  В них есть персонажи, которые имеют разный характер и поведение, сказки учат нас хорошим поступкам и порицают плохие. Поэтому использование русских народных сказок  в артикуляционной гимнастике хорошо мотивирует воспитанников к  выполнению необходимых артикуляционных движений.

 

Пример артикуляционной гимнастики по мотивам русской народной сказки «Репка».

Жил-был дед. Посадил дед репку в огороде за забором (упражнение «Заборчик»). Выросла репка большая-пребольшая. Взял дед лопату – пошел репу выкапывать (упражнение «Лопатка»). Тянул дед репку да не вытянул. Решил позвать бабку, а бабка блины печет (упражнение «Блинчик»). Пришла бабка помогать деду. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали они внучку, а внучка на горке катается (упражнение «Горка»). Пришла внучка помогать репку тянуть. Внучка за бабку,  бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали на помощь Жучку. А Жучка тем временем на качелях качалась (упражнение «Качели»). Прибежала жучка на помощь. Жучка за внучку, внучка за бабку,  бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали на помощь кошку. Кошка сидела на крылечке и чистила зубки (упражнение «Чистим зубки»). Прибежала кошка. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,  бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали они мышку. А мышка орешки грызет (упражнение «Орешки»). Прибежала мышка. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,  бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.

Можно придумывать свой сюжет сказки вместе с ребенком,  и весело играя выполнять движения языком, губами.

Сказка «Невоспитанный бегемот»

Жил себе в реке невоспитанный бегемотик (упражнение «Бегемотики»). Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери – не хотят с ним дружить. Грустно стало бегемотику. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями?» мама ответила ему, что нужно быть со всеми вежливым. Бегемотик решил исправиться. Почистил зубки (упражнение «Чистим зубки»), причесался (упражнение «Расческа»).

Видит, зайка на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошел и громко поздоровался «Доброе утро!»

Улыбнулся зайка и угостил бегемотика морковкой. Обрадовался бегемотик  и пошел дальше. Навстречу змейка ползет (упражнение «Змейка»). И с ней поздоровался бегемот. Удивилась змейка! Очень понравилось бегемотику быть вежливым. Побежал он дальше. Чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит не дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик»).

Бегемотик громко закричал: «Доброе утро!»  Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказать, какой бегемот стал вежливым.

А бегемотик  все бегал, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»). Едва о дерево не стукнулся. Хорошо, что заборчик его удержал, который лягушата построили. Не заметил бегемотик, как вечер наступил. Побежал он домой, чтобы мама не волновалась, чего его так долго нет.

Важно, чтобы ребенок знал все необходимые артикуляционные движения.

У учителя-дефектолога разработаны памятки для законных представителей по выполнению необходимой артикуляционной гимнастики. Так же родитель всегда может посетить занятие педагога или проконсультироваться, чтобы быть уверенным в правильности выполнения необходимых упражнений.

 

свернуть